• Chelmami.ru
  • Обзоры
  • Почему ребёнок пропускает буквы при письме и что с этим делать?
Почему ребёнок пропускает буквы при письме и что с этим делать?

Почему ребёнок пропускает буквы при письме и что с этим делать?


Родители замечают, что их ребенок не успевает за школьной программой по письму, несмотря на все их усилия. Учителя постоянно делают замечания о невнимательности, рекомендуя больше писать под диктовку. Родители стараются помочь, но ошибки повторяются, вызывая слезы и негативное отношение к письму. Вместо улучшения письменной речи, у ребенка возникают проблемы с самооценкой и мотивацией.

Чаще всего проблема становится очевидной во втором классе, хотя ошибки можно заметить уже в конце первого класса. Переход к более быстрым упражнениям требует большей скорости письма, с которой ребенок может не справляться.

К сожалению, школьные логопеды не всегда используют нейропсихологический подход для анализа трудностей и не ставят диагноз "дисграфия". Это приводит к тому, что проблема усугубляется и перерастает в дизорфографию.

Особенно тревожно, что такие трудности часто встречаются у детей с высоким уровнем интеллекта и без явных проблем с психическими функциями. Родители замечают, что ребенок "не может сконцентрироваться", "считает ворон на уроках" и "додумывает слова".

Вместо реальной помощи, педагоги и логопеды дают советы больше писать и читать, что не решает проблему. В результате ребенок теряет мотивацию к учебе и страдает от низкой самооценки.

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, важно не игнорировать проблему. Обратитесь к квалифицированным специалистам, которые смогут провести нейропсихологическую диагностику и предложить эффективные методы коррекции.

Почему ребёнок пропускает буквы?

Важно провести правильную диагностику для установления причины нарушения письменной речи. Только так можно составить грамотную и эффективную программу коррекции.

Нейропсихологическая структура письма у младших школьников гораздо сложнее устроена, нежели у старших. При автоматизации функции письма структура упрощается, а в 6-8 лет она складывается из 7 составляющих:

- Поддержание оптимального уровня энергии мозга. За это отвечает так называемый энергетический блок мозга (I блок по классификации А.Р.Лурия). Явным проявлением слабости этого блока мозга могут быть трудности с включением в задание. Как раз такое поведение ребенка, как «ловит ворон на уроке» может говорить о нейродинамических трудностях и низкой мотивации.

- Переработка кинестетической информации – переработка информации от двигающихся органов при письме (графических движений). Эти операции производятся в переднее-теменных отделах мозга. При нарушениях работы этого звена могут наблюдаться такие трудности при письме, как путаница в буквах, схожих по написанию (у-и, ш-щ, ж-х).

- Переработка слуховой информации (при письме под диктовку). К ошибкам переработки слуховой информации относят путаницу в звуках, схожих по звучанию (ж-з, т-п, т-к, т-н), или смешение и замена глухих-звонких, твердых-мягких звуков (р-рь, з-с).

- Переработка зрительной информации. Трудности этой функции могут проявляться в зеркальности букв (при условии, если ребенок четко помнит образ буквы), нарушении порядка букв. Дети с трудностями переработки зрительной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.

- Переработка зрительно-пространственной информации. Дети с трудностями переработки зрительно-пространсвенной информации могут испытывать сложность в ориентировке на листе бумаги, трудности в удержании размера букв, наклона.

- Серийная организация движений.

- Программирование и контроль акта письма.


За выполнение двух последних операций отвечает III функциональный блок мозга (передние отделы полушарий мозга, моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга, лобные доли). При слабости этих функций может возникнуть так называемая регуляторная дисграфия, которую чаще всего логопеды не признают за диагноз, и вследствие этого ребенку не рекомендуют грамотные коррекционные упражнения.

Примерами проявления регуляторной дисграфии являются такие ошибки:

 

  • Ребенок пропускает буквы (слоги)  или их элементы, или наоборот вставляет лишние.
  • Дублирует предыдущие буквы, слоги или даже слова.
  • Допускает антипацию (предвосхищение букв), например, вместо «на реке» пишет «ра реке»
  • Пишет слитно слова.
  • Забывает поставить точку в конце предложения.


Как помочь ребёнку самостоятельно?

Вы можете помочь своему ребёнку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью, не прибегая к изнуряющим диктантам. Для этого можно использовать игры и задания, которые помогут развить необходимые навыки.
 

  • Игры на развитие внимания и концентрации: используйте игры, которые требуют от ребёнка сосредоточенности и внимания. Например, игры на запоминание и воспроизведение последовательности предметов или звуков.
  • Упражнения на развитие зрительно-пространственных навыков: игры, которые помогают ребёнку ориентироваться на листе бумаги, удерживать размер и наклон букв.
  • Задания на развитие моторики: упражнения, которые помогают ребёнку улучшить координацию движений, необходимых для письма.


Помочь своему ребенку преодолеть трудности в овладении грамотной письменной речью вы можете самостоятельно. Для этого нужно играть, а не писать изнуряющие диктанты. 

Представленные игры и задания, помогают настроить на работу, активизировать функции контроля, тренируют переключение внимания, и развивают функции III блока мозга (программирование, контроль, серийная организация движений).  ⠀                                                                

  • «Крутые виражи». Перед ребенком (на полу или на столе) разложите любые объемные предметы (канцтовары, кубики и т.п.). Задача ребенка прокатить легкий теннисный шарик вокруг препятствий, направляя его потоком воздуха. И так дойти до финиша.⠀                                                            
  • «Пальчиковые игры» под ритм. Взрослый произносит слова потешек, при этом и показывает движения руками, а ребенок повторяет движения.   
                                                                  
  • «Скалолаз». Задача ребенка в этой игре пройти вдоль стены, касаясь тремя точками. То есть начальное положение — ребенок спиной к стене и прикасается к ней ладошками и пятками. Для перемещения вдоль стены можно оторвать от стены и переставить только одну опору. Начните с очень медленного темпа. А когда ребенок хорошенько усвоит правила игры – ускоряйте темп.
     
  • «Дирижёр». Здесь потребуются карточки с изображением позы рук. Или команды можно описать словами. Например, «левая вверх», «правая вперед» и т.д. По команде, изображенной на карточке, ребенок выполняет движения руками и при этом произносит буквы в алфавитном порядке.
     
  • «Корректор». В качестве пособия в этой игре используются напечатанные в случайном порядке буквы. Задача ребенка в быстром темпе (насколько возможно) найти и зачеркнуть определенную букву. Для дальнейшего усложнения попросите вашего школьника найти несколько букв и отметить их по-разному: например «К» – зачеркнуть крестиком, «Р» — обводим в кружок, «Ж» — волнистой линией.
     
  • «Граммино». Эта игра строится на принципе домино. Карточки (размером 10 см*2см) делим на две части. На одной из которых напишите слово, пропустив одну букву, а на второй части напишите букву, но не ту, которая пропущена, а какая-то любая буква от другого слова. Ведущий раздает по 7 карточек. И один игрок кладет любое слово, а второй игрок подкладывает к ней подходящую букву. По мере расходования карточек, пополняем свои запасы из общей кучи слов. Играем до последней карточки. Для разнообразия с этими карточками можно поиграть в другую игру — на скорость – берете карточку со словом и быстро по очереди с ребенком называете пропущенную букву. ⠀
     
  • «Ой и Ай». Тут вовсе не требуется подготовка. Нужно посчитать от 1 до 100. Только вместо цифр кратных 5 говорим «Ой», а вместо цифр кратных семи «Ай». Пятьдесят семь, например, будет звучать, как ОЙ-АЙ. «Сканер». Пишем на листочке слово из 5 или 7 букв. Допустим, слово «ложка». И просим назвать букву в середине слова (лоЖка). Потом назвать первую букву справа от «Ж», первую слева, вторую справа, вторую слева.
     
  • «Ритмизированное чтение». Просим ребёнка прочитать текст. Читать нужно по слогам, так как слова написаны (со-ло-ма, во-ро-бей)  в это время взрослый отстукивает ритм, который соответствует слоговой структуре слов. На втором этапе ребёнок сам читает слова и сам и выстукивает ритм карандашом по столу или просто ладошками. После этого ребенок списывает (или пишет под диктовку), а взрослый отстукивает ритм. Такие упражнения очень эффективны в коррекции любых нарушений письменной речи. ⠀
     
  • «Письмо по инструкции». В этом упражнении нужно нарисовать в тетрадке в косую частую линейку узор (на каждой строке свой) который будет состоять из петелек и палочек. Важно при выполнении задания проговаривать направление движения руки: палочка, крючочек, вверх, вниз, петелька. Таблицы Шульте. Для второклашек достаточно освоить таблицы до 25.  Кстати сейчас есть приложения для смартфонов с таблицами Шульте. Это очень удобно,  Приложение каждый  раз выдает новую композицию цифр и при прохождении задания сразу виден результат в виде времени выполнения.
     
  • «Геометрические бусы». Из цветной бумаги подготовьте геометрические фигуры. Выложите перед ребенком любу. Последовательность фигур (5-7 элементов). Попросите запомнить (не более 1 минуты), затем «сломайте» ряд и попросите ребенка повторить узор.


Эти задания не обязательно выполнять каждый день. Но тренируя ребенка таким игровым способом, выполняя 4-5 упражнения ежедневно, вы обязательно получите заметный результат уже через две недели. И поможете вашему школьнику поверить в свои силы! 

                                    

Текст: ChelMami
Метки

Читайте так же

Чтение книг вслух – отличная традиция, которая сближает

Хотите ли вы создать собственные семейные традиции и ритуалы? Сделать что-то, что объединяет вашу семью? Тогда попробуйте начать с такого ритуала какчтение вслух детям. Более подробно об этом времяпрепровождении читайте в статье.

Что нужно успеть купить к 1 сентября

Школьные базары предлагают товары на любой вкус и кошелек. Тетради с черепами, портфели со встроенными фонариками и венки из белых роз вместо традиционных бантов – школьные принадлежности не устают удивлять своим креативом. Сколько предстоит потратить денег на все это великолепие?

Как поднять ребенку самооценку

Адекватная самооценка — это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.